На сегодняшний день, мастер-классы являются едва ли не единственной формой обучения, позволяющей приобрести практические навыки непосредственно в процессе освоения профессии (что называется, изучить предмет руками). Именно поэтому мастер-классы пользуются такой большой популярностью среди населения. Соответственно, многих интересует, что скрывается за понятием "мастер-класс", и какие виды мастер-классов бывают. И сегодня мы расскажем вам об этом.
Главной целью дополнительного образования является всестороннее развитие личности, культуры человека, его творческих способностей, профессиональной ориентации и практических навыков. Одним из самых эффективных инструментариев для реализации последнего аспекта можно назвать мастер-класс, который направлен на практическую передачу знаний и опыта от руководителя к участникам.
Специалисты уверены, что если человек правильно использует дидактический потенциал этой формы дополнительного образования, то его шансы на отличное усвоение новых знаний и умений значительно возрастают. На сегодняшний день, мастер-классы являются едва ли не единственной формой обучения, позволяющей приобрести практические навыки непосредственно в процессе освоения профессии (что называется, изучить предмет руками). Именно поэтому мастер-классы пользуются такой большой популярностью среди населения. Соответственно, многих интересует, что скрывается за понятием "мастер-класс", и какие виды мастер-классов бывают. И сегодня мы расскажем вам об этом.
Что такое мастер-класс?
Мастер-класс – интерактивное занятие, во время которого все процессы осуществляются на практике и с участием слушателей в контексте обмена опытом между руководителем и слушателями. Термин происходит от английских слов «master» (специалист высокой квалификации) и «class» (занятие).
В системе дополнительного образования мастер-классы проводятся в рамках повышения квалификации, переподготовки специалистов или как самостоятельный вид обучающих курсов. Занятие может быть посвящено обзору актуальных проблем, технологий, аспектам и приемам их использования, а также авторским методам применения технологий на практике. Во время мастер-класса участники не являются пассивными слушателями, они участвуют в обсуждениях, получают консультации, предлагают свои темы для анализа и варианты решения поставленной проблемы.
На данный момент существуют такие виды мастер-классов:
- производственные (их проводят на предприятиях с целью обмена передовым опытом, демонстрации новых технологий);
- учебно-образовательные (цель: повышение профессионального уровня, формирование умений и навыков, развитие творческих способностей);
- учебно-профессиональные (проводят студенты с целью обмена опытом и повышения образовательного уровня).
Основные задачи мастер-класса:
- профессиональное общение, усовершенствование навыков;
- повышение квалификации участников;
- самореализация;
- стимулирование роста творческого потенциала;
- передача опыта;
- популяризация новых технологий обучения.
Структура мастер-класса
По своей сути мастер-классы представляют собой интерактивное обучение, структура которого позволяет напрямую передать определенный набор навыков от мастера к ученику. Как правило, структура мастер-класса включает в себя:
- Вступительную часть (целевые установки от руководителя, краткое описание будущего занятия).
- Демонстрацию опыта.
- Комментирование наиболее важных моментов.
- Заключение.
Таким образом, в рамках мастер-класса ученик сначала получает информацию о том, чем он будет заниматься. Потом педагог демонстрирует ученикам порядок действий определенного содержания (например, если это мастер-класс по гончарному делу, то методы работы с гончарным кругом или современные способы росписи гончарных изделий), и предлагает им самостоятельно повторить весь процесс под его руководством. Одновременно с этим мастер комментирует наиболее значимые моменты и отвечает на вопросы учеников. В заключение педагог может дать полезные рекомендации и советы по практическому применению полученных навыков.
Преимущества и недостатки мастер-классов
Преимущества мастер-классов как формы обучения:
- передача практического опыта в реальном времени и с активным участием слушателей;
- интерактивная форма проведения, что обеспечивает комфорт и непринужденность в общении;
- ведущий мастер-класса необязательно должен иметь какое-то звание или высокую должность. Ведь главное для мастера это безупречное владение определенной технологией, знаниями по теме и умение эффективно донести их до участников;
- возможность ознакомиться с авторской методикой или оригинальным методом под руководством самого мастера.
Если же говорить о недостатках данной формы обучения, то необходимо выделить то, что:
- мастер-класс это универсальная методология, которая проводится ограниченное число раз и имеет узконаправленную цель, так как служит лишь дополнительной, но не ведущей формой обучения;
- участник мастер-класса обязан иметь подготовительную базу по теме, так как занятие не предусматривает разъяснение основных теоретических аспектов.
Виды мастер-классов в контексте дополнительного образования
Мастер-класс очень важная форма обучения в структуре программы повышения квалификации. Например, на курсах парикмахерского искусства вас могут пригласить на занятие по теме: «Классические и креативные стрижки», «Свадебные и вечерние прически в стиле плетения», «Этика и психология в косметическом салоне», «Детский и мужской макияж». Бизнес-школы активно внедряют мастер-классы в свои образовательные программы, чтобы показать учащимся практические приемы решения проблем и ситуаций, а также продемонстрировать алгоритм применения передовых технологий («Успешный руководитель», «Как начать свой бизнес», «Введение в эмоциональный интеллект» - занятие МВА, «Лидерские навыки менеджера», «Маркетинг Опыта»).
Отметим, что практически все программы профессиональной переподготовки обязательно включают в себя такую форму обучения как мастер-класс. Их целью является развитие ключевых компетенций в участников, знакомство с передовыми технологиями и передача практического опыта слушателям. Например, на курсах переподготовки «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» вам могут предложить мастер-классы на темы: «Глобализация моды. Как стать привлекательным для байера на международном рынке», «Продвижение fashion-продукта в новых медиа: Facebook, Вконтакте, Твиттер, Youtube, Pinterest, Instagram», ««Продающий» PR для модных марок: разумная альтернатива популярным рекламным инструментам».
В структуру образовательной программы курса переподготовки «Актер театра и кино» рационально включить мастер-классы «Работа актера над собой», «Зерно роли», «Создание актерского образа».
Мастер-класс как самостоятельный компонент образовательной системы
Мастер-классы могут выступать самостоятельным компонентом в системе дополнительного образования. При этом они касаются абсолютно всех сфер жизни человека: от развития творческого потенциала до освоения новой профессии. Чаще всего подобные мастер-классы проводятся в частном порядке (вне стен образовательных организаций), по принципу добровольного участия в "клубе" по интересам. На таких занятиях люди не только приобретают новые знания и навыки, но и общаются в кругу единомышленников, делятся собственным опытом и наблюдениями, а также плодотворно используются свое свободное время.