Ваш город:

Какими компетенциями должен обладать современный учитель?

16 июл. 2020 г.
0
10068

Чтобы поддерживать уровень своих компетенций на должном уровне, учитель обязан не только передавать знания, но и самостоятельно учиться на протяжении всей профессиональной деятельности.

Какими компетенциями должен обладать современный учитель?

К большому сожалению, поиск путей саморазвития российским педагогам дается непросто. Рекомендации о необходимости повышения квалификации педагогов встречаются очень часто, но они не дают конкретных указаний к действию. Поэтому учителю иногда сложно определиться, в каком направлении ему нужно двигаться. При этом, многие преподаватели отмечают, что самое трудное в поиске наиболее эффективного метода саморазвития – поставить оценку себе самому.

На помощь педагогам пришла компания «Яндекс». Чтобы каждый учитель смог выявить свои сильные и слабые стороны, эксперты разработали тестирование «Я учитель», которое помогает оценить ряд компетенций и дает рекомендации о том, как можно развить недостающие им навыки.

Оценка гибких навыков учителей

Отправной точкой тестирования важных компетенций учителя в сервисе Яндекса стало исследование в области доказательной педагогики новозеландского профессора Джона Хэтти.

Джон Хэтти – профессор образования в университетах Мельбурна и Окленда, научные интересы которого, в том числе, включают в себя измерение творческого потенциала учителей, поиск максимально эффективной модели преподавания и обучения.

В своем исследовании «Видимое обучение» профессор делает акцент на том, что результат работы педагога, в основном, становится видимым лишь в долгосрочной перспективе, и это затрудняет оценку профессиональной компетенции учителя в начальной или промежуточной стадии.

Сложность оценивания собственных достижений также испытывают и сами учителя, поскольку они могут ориентироваться лишь на «ближние» цели и результаты успехов учащихся «здесь и сейчас».

При составлении мета-теста профессор Джон Хэтти также опирался на работу команды Роберта Марцано, из университета в Колорадо – «Инструктаж в классе», и другие исследования доказательного образования, в том числе – эффективности образовательных программ. Всего ученые предлагают 12 критериев для оценки профессиональной деятельности учителя.

Доказательное образование – изучение всех аспектов образования с учетом надежных и значительных доказательств, полученных в ходе различных экспериментов. Другими словами, доказательное образование позволяет использовать научные методы и исследования для принятия образовательных решений.

Команда «Яндекс. Учебник», под руководством Ирины Савицкой, предлагает российским учителям «посмотреть на себя со стороны» при помощи 6 критериев оценки, выборочно взятых из работы Дж. Хэтти:

  • Ориентация на результат;
  • Самоанализ;
  • Взаимодействие с коллегами;
  • Развитие учащихся;
  • Индивидуальный подход в обучении;
  • Создание атмосферы в классе.

Чтобы получить сертификат соответствия, учителям предлагается ответить на 24 вопроса. В каждой из предложенных ситуаций – 4 варианта ответа. Как отмечают разработчики теста, предложенная система пользуется популярностью среди учителей. Согласно статистическим данным, примерно каждый десятый учитель России уже воспользовался им.

Насколько эффективна эта разработка для выявления у преподавателей «мягких навыков», судить пока сложно. Система американских исследователей придумана и разработана для выявления профессиональных навыков педагога, и каким образом она связана с надпрофессиональными качествами личности учителя – не совсем понятно.

Стоит отметить, что предлагаемый метод диагностики «гибких навыков» от западных исследователей для российских учителей, ориентированных на ФГОС, вызывает некоторое удивление еще и потому, что в отечественной системе образовательные задачи несколько отличаются от целей и средств их достижения в западной школе, как и уровень ментальности гражданского общества в целом.

Недостатки в тесте «Яндекса»

Как говорят, не ошибается тот, кто ничего не делает. Поэтому команда «Яндекса» - на правильном пути. Мало того, по мнению общественности и специалистов, они преследует благородную цель. Действительно, критиковать учителя в наше время может каждый, а оказать практическую помощь в самосовершенствовании способны немногие.

И все же, разработчикам теста «Я учитель» не помешает обратить внимание на фундаментальные основы саморазвития.

«Мягкие навыки» - компетенция психологии и психологов, поскольку их развитие зависит от психической организации человека и умения использовать индивидуальные качества во взаимодействии с другими людьми. Поэтому «ключом» для оценивания «мягких навыков» должны быть тесты, в которые включены:

  • Тип интеллекта: сенсорный, интуитивный, вербальный, пространственный, личностный, социальный и т.д.;
  • Уровень когнитивных способностей;
  • Гуманистический подход и развитие личности учителя (а не ученика);
  • Лексический уровень, с помощью которого выстраивается диалог «учитель-ученик» (не забываем, что слово – главный инструмент в работе учителя);
  • Уровень логического мышления учителя, необходимый в постановке правильных вопросов, ведения дискуссий, выявления проблем, которые испытывают ученики в усвоении знаний и т.д.

Тип характера учителя, его отношение к профессии и к детям, владение основами риторики и артистичность также можно включить в систему оценивания «мягких навыков».

Основной упор учитель должен делать на личностный рост, уважение к себе и к ученикам, для которых он должен всегда оставаться ориентиром на саморазвитие.

Другими словами, сама идея создания теста, помогающего учителю оценить себя, хороша, но над ней предстоит еще поработать. При этом нужно учитывать ряд факторов, среди которых можно выделить следующее:

Во-первых, не секрет, что легче отвечать на вопросы в режиме «онлайн», потому что в этот момент человек ощущает психологическую раскованность. В реальной жизни учителю зачастую приходится действовать спонтанно, сиюминутно принимать единственно правильное решение в самых разных ситуациях, даже не имеющих отношения к образовательному процессу (конфликт между учениками на перемене или после уроков, семейные проблемы ученика). Профессиональная деятельность учителя часто выходит за рамки урока.

Во-вторых, когда учитель ориентирован на получение сертификата, то срабатывает «комплекс отличника», стремящегося получить высокую оценку любой ценой, и нивелируется основная цель теста – самоанализ.

Да и вообще, до конца не понятно, как педагог может использовать этот сертификат? Насколько учитель – личность, имеющая право учить и воспитывать, он должен понимать сам, поскольку он – «ведущий», согласно названию профессии, и он формирует общество.

Первые результаты тестирования педагогов

Возможностью лучше узнать свои слабые и сильные стороны воспользовались более 100 тысяч педагогов из разных регионов России. Результаты тестирования показали, что лучше всего у преподавателей развит навык сотрудничества с коллегами (высокий балл в этой компетенции получили 51% учителей). Намного печальнее картина наблюдается с ориентацией на результат – только 26% учителей смогли получить высокий балл в этой компетенции.

Кстати, благодаря результатам тестирования удалось выяснить, что навык анализа своих действий тесно связан с опытом работы педагога: наиболее развита эта компетенция в середине карьеры (стаж работы 10-20 лет). А вот в начале карьеры и после достижения 30-летнего опыта учителя либо еще не имеют, либо уже теряют эту способность.

Нельзя также не отметить что, согласно результатам мета-теста «Я учитель», у педагогов начальной школы намного лучше развиты навыки, направленные на развитие учеников и поиск индивидуального подхода к каждому ребенку.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
Предназначение новой школы — создать лучшее будущее благодаря сообществам молодых неравнодушных, энергичных и умелых людей, раскрывших свои таланты в ..
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
21 нояб. 2024 г.
0
118
Совещание, посвященное приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства РФ
Как сообщает Министерство науки и высшего образования РФ, сегодня глава ведомства Валерий Фальков и гендиректор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов про..
О приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства России
21 нояб. 2024 г.
0
102
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин на стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования»
В рамках прошедшей сегодня стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования» под председательством премьер-министра РФ Михаила..
Премьер-министр РФ заявил о необходимости повышения качества образования
19 нояб. 2024 г.
0
1081
Оставить свой комментарий

Ваш город: